Астрология /
XI-XV вв. Страны ислама: смена культур.XI-XV вв. Страны ислама: смена культур. Золотая Орда. Наши знания об астрологии в Золотой Орде (могучем государстве, возникшем в 1241 г. в результате завоевательных походов монголо-татар во главе с ханом Батыем) очень скудны. Однако несомненно, что астрология играла важную роль в общественной жизни Орды. В Старом Крыму, входившем в состав Золотой Орды, была обнаружена могила астролога. На массивном могильном камне имелась надпись: "Могила покойного астролога Урус Ходжи, сына Хасана" и изображение точками какого-то созвездия на верхней сферической части памятника. Значимую информацию можно извлечь из анализа символики монет Золотой Орды - массового археологического материала городищ Улуса Джучи. Известны три серии джучидских монет, на которых изображены знаки Зодиака. Наиболее ранняя серия была выпущена в Булгарах в конце XIII - начале XIV вв. (сохранились серебряные монеты этой серии с изображениями Стрельца, Козерога и Рыб). Вторая серия представлена монетами, чеканенными в 1336 г. в Хорезме (с изображением Солнца в клешнях у Рака) и в Сарае (с изображением Льва). Третья серия монет со знаками Зодиака была выпущена в Улусе Джучи в конце XIV в. Сюда относятся медные монеты с изображением знаков Рыб, Весов, Водолея, Овна, Тельца и Девы. Они отчеканены в столичных городах Сарае и Новом Сарае. Интересно, что на монетах первой серии в изображении знаков прослеживается центральноазиатская традиция, тогда как на монетах второй и третьей серии преобладают изображения знаков согласно ближневосточно-среднеазиатской традиции (в основе которой лежит античная символика знаков). Астрологические представления как одна из составляющих мировоззрения золотоордынца вливались в русло его духовной жизни не только из Египта, Сирии, Ирана, Средней Азии. Они достигали золотоордынских городов вместе с торговыми караванами из стран Дальнего Востока и Индии. Следует отметить, что на джучидских монетах нет аналогии рисункам знаков Зодиака из Западной Европы. Преобладание в первый период чеканки монет с центрально-азиатской традицией изображений, видимо, объясняется тем, что астрономические знания и астрологическая практика были принесены в степи Дешт-ы-Кыпчака монголами, у которых наука о звёздах развивалась под большим влиянием Китая и Тибета. Жившие на просторах Дешт-ы-Кыпчака тюркские кочевники ещё до прихода монголов и образования Золотой Орды пользовались астрологией для предсказаний и, вероятно, с завоеванием обширных районов монголами легко воспринимали близкие им представления в этой области. Во время утверждения ислама в Улусе Джучи, что произошло в эпоху правления хана Узбека (1312 - 1341), распространяются астрологические знания, бытовавшие в странах Ближнего и Среднего Востока, на что, в частности, и указывают рисунки на монетах Золотой Орды. То же наблюдается и в третий период выпуска названных выше монет во время правления ханов Уруса и Тохтамыша (1376 - 1396). Центрально-азиатские и индийские зодиакальные мотивы в изображениях этой серии говорят нам, что в данное время страны Центральной Азии и Индии - наряду со странами Ближнего и Среднего Востока - продолжали оказывать влияние на развитие астрономии и астрологии в Золотой Орде. Вместе с тем в Золотой Орде складывались свои самобытные традиции, связанные с зодиакальной символикой. XI-XV вв. Страны ислама: смена культур. Страны ислама. Наивысший расцвет астрологии в мусульманском мире пришёлся на VIII - XI вв. Это не значит, что последующие столетия были временем кризиса астрологии. Наоборот, наука о звёздах прочно вошла в жизнь исламских народов, строились обсерватории, велись обширные наблюдения за небом, писались многочисленные сочинения по астрологии. Однако в целом исламская астрология всё больше склонялась к составлению компиляций, кратких руководств и карманных справочников. Дух творчества, характерный для первых исламских астрологов, сменился традиционализмом. Подтверждением популярности астрологии в арабском мире могут служить знаменитые сказки "Тысячи и одной ночи" (их общеизвестная версия была создана в XIII - XIV вв.). В "Рассказе о Таваддуд" (ночи 436 - 462) главная героиня объясняет свойства семи планет, значение лунных стоянок, основные свойства знаков Зодиака, рассказывает о соответствии лунных стоянок знакам Зодиака, дней недели - планетам и сообщает ещё много других астрологических сведений. Необходимо заметить, что повесть о Таваддуд была своеобразной краткой энциклопедией сведений, которыми должен был обладать каждый образованный мусульманин. Не следует забывать, что мусульманский мир отличался (и отличается) большим национальным многообразием. Поэтому термин "арабская астрология", используемый применительно к астрологии стран ислама, представляется некорректным. Действительно, среди известных астрологов этого периода были: · ал-Бади' ал-Астурлаби (? - 1140) из Багдада (составитель "Зиджа Махмуда"); · Авраам ибн Эзра (1092 - 1167) из Испании (еврейский астролог, математик, поэт, философ; его книги оказали большое воздействие как на мусульманских, так и на христианских астрологов позднего Средневековья); · Ризкаллах ан-Наххас из Египта (выдающийся астролог-педагог XII в.); · Хубайш ибн Мухаммад ат-Тифлис и (1100 - 1230) из Тифлиса (Тбилиси), работавший при дворе турецкого султана; · ал-Битруджи (? - 1185), уроженец Педроче, севернее Кордовы (астроном и астролог, работавший в Севилье, книги которого имели большую популярность в Европе), · Ибн ал-Банна (ок. 1260 - ок. 1320) из Марокко (автор большого многих работ по астрологии и математике), · ал-Баттиви (алжирский военачальник и астролог XIV в.), · ал-Хамзави (учёный из Алеппо в Сирии, автор астрологического исследования военных кампаний мамлюков против турок в последней четверти XV в.). Однако, хотя наука о звёздах была распространена во всём исламском мире, можно выделить несколько главных центров активности астрономов и астрологов. Если в VIII - IX вв. таким центром, несомненно, был Багдад, то в XI в. ведущая роль принадлежала Испании (где в это время были созданы знаменитые астрологические "Толедские таблицы"), а в XIII - XV вв. центр астрономической деятельности сместился в Египет и Сирию, где в это время правили мамлюки. Мамлюкские султаны весьма интересовались астрологией, но в целом эта наука развивалась гораздо меньше, чем астрономия. В конце XIII в. астрономия интенсивно развивалась в Каире, а в середине XIV в. крупнейшим центром астрономии в странах ислама (и, может быть, даже в мире в целом) стал Дамаск. Но в 1402 г. Дамаск был разрушен монголами. Новый расцвет астрологии наступил уже ближе к концу XV в., когда на политической карте Ближнего Востока стала главенствовать Османская империя. Основным центром астрологии и астрономии в мусульманском мире стала столица империи - Стамбул.
XI-XV вв. Страны ислама: смена культур. Популярнейшими жанрами астрологической литературы в исламских странах были "Введения..." и зиджи. "Введения в юдициарную астрологию" - сина`а ахкам ан-нуджум ("искусство приговоров звёзд") - содержали ключевые сведения о составлении и интерпретации гороскопов. Современным историкам науки известно 116 средневековых мусульманских авторов, написавших "Введения в астрологию"; кроме того, до нашего времени дошло ещё несколько десятков подобных сочинений, авторство которых не установлено. Зиджи были главной "технической литературой" астрологов. Они представляли собой астрономические таблицы, дающие возможность определить положения планет на небесной сфере. Эти таблицы составлялись по наблюдениям, проводившимся в крупных астрономических обсерваториях арабского мира. Во многих зиджах заключительная часть представляла собой руководство по толкованию гороскопов. Общее число известных зиджей составляет несколько сотен. Пожалуй, наиболее крупной фигурой в исламской астрономии и астрологии XI - XV вв. был Насир ад-Дин ат-Туси (1201 - 1274), учёный-энциклопедист, которого считают прообразом легендарного Ходжи Насреддина. Он работал в государстве исмаилитов-ассасинов (сначала в Кухистане в качестве астролога наместника Насир ад-Дина Абд ар-Рахима, затем в столице государства Аламуте при дворе ильхана), а с 1256 г. - после разрушения государства ассасинов монголами - перешёл к монгольскому хану Хулагу, став его придворным астрологом и советником. В 1258 г. ат-Туси участвовал в походе Хулагу на Багдад, положившем конец Багдадскому халифату, и вёл переговоры с халифом о капитуляции. В 1259 г. ат-Туси основал в Мараге (столице Хулагу в Южном Азербайджане) обсерваторию и научную школу, куда свезли всех учёных, попавших в руки монголов, и где были собраны книги и научные приборы из покорённых ими стран. Ат-Туси принадлежит множество работ по астрономии и астрологии ("Изложение Альмагеста", "Ильханский зидж", "Краткое о науке астрологии и познании календаря" и др.). В целом, войны с монгольскими завоевателями сказались неблагоприятно на исламской науке, в том числе и на астрологии. В XIII в. арабская астрология стала клониться к упадку. Следует учесть и усилившиеся нападки на астрологию со стороны мусульманских богословов. Они указывали на несовместимость астрологических концепций о предопределении с доктриной ислама о постоянном вмешательстве Аллаха в земные дела. Важнейшее значение исламской астрологии этого периода в том, что она стала источником новых идей для многих регионов Старого Света. Во-первых, распространение исламской культуры в странах Африки, Ближнего Востока и Средней Азии привело к знакомству народов этих стран с арабской астрологией. Параллельно этому, благодаря усилившимся контактам мусульман с латинским Западом (особенно в Испании) и с Византией в X - XIV вв. многие астрологические концепции получили распространение в христианском мире. Кроме того, с монгольскими завоевателями идеи арабской астрологии с XIII в. проникли во многие регионы Азии, в т.ч. в Индию и Китай.
XI-XV вв. Страны ислама: смена культур. Д. Куталев.
XI-XV вв. Страны ислама: смена культур.
Войны с монгольскими завоевателями сказались неблагоприятно на исламской науке, в том числе и на астрологии. В XIII в. арабская астрология стала клониться к упадку.
География
Узнайте, какие страны и города находятся под Вашим знаком, в каких местах Вы чуствуете себя, "как дома".
XVI-XVIII вв. Страны Азии: власть прошлого.
Наука о звёздах сохраняла своё значение в жизни людей, однако астрологические сочинения этого периода в своём подавляющем большинстве демонстрируют скорее неуклонное следование авторитету учёных предшествующих поколений, нежели критическую проверку астрологических постулатов или изложение новых, оригинальных концепций.
Настоящий гороскоп
|