Астрология /
XVI-XVIII вв. Страны Азии: власть прошлого. В целом, данная эпоха была для азиатских стран временем традиционализма в астрологии. Наука о звёздах сохраняла своё значение в жизни людей, однако астрологические сочинения этого периода в своём подавляющем большинстве демонстрируют скорее неуклонное следование авторитету учёных предшествующих поколений, нежели критическую проверку астрологических постулатов или изложение новых, оригинальных концепций. На Дальнем Востоке эти столетия были ознаменованы составлением обширнейших энциклопедических справочников по астрологии. Так, в 1653 г. увидел свет учебник "Основы астрологии" Хуань Тиня, который быстро приобрёл популярность. В 1726 г. была составлена "Имперская энциклопедия", которая, в частности, содержит сведения о многих выдающихся китайских астрологах предшествующих эпох. Фундаментальный "Имперский компендиум астрологии", который подытожил двухтысячелетний опыт китайских астрологов, был опубликован в 1739 г. Происходило и философское осмысление астрологии. Так, выдающийся учёный Фан Ичжи (1611 - 1671) занимался исследованием астролого-нумерологических закономерностей мироздания, а энциклопедически образованный представитель неоконфуцианства Дай Чжэнь (1723 - 1777) в своих теоретических построениях стремился к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Следует учитывать, что астрологические знания в Китае были эзотерическими, в них посвящался только узкий круг придворных специалистов. Простым людям изучать астрологию запрещалось, поскольку считалось, что в руках людей с разрушительными идеями она может стать опасным оружием. И этот закон неуклонно соблюдался вплоть до начала ХХ века. Разумеется, астрологические верования бытовали и среди простого люда, но они имели более примитивную, упрощённую форму. Существовали системы определения благоприятных и неблагоприятных дней по т.наз. "циклическому календарю" и другие методики, прилагаемые к конкретному человеку, а не к глобальным событиям, как в придворной астрологии. Общеизвестный "восточный гороскоп" относится к этому типу прото-астрологии. Наиболее крупные работы по данной теме были написаны в XVII в. Япония. В соседних странах происходили сходные процессы. Так, в Японии астрология представляла собой почти точную копию китайской астрологии. Здесь также сосуществовали официальная придворная астрология и более примитивная народная хрономантия. Наиболее значительной фигурой японской науки о звёздах в обсуждаемый период был Шибукава Харуми (1639 - 1715). В 1669 г. он начал руководить астрономическими наблюдениями (видимо, это были первые систематические наблюдения за небом в Японии), а в 1685 г. был приглашён стать государственным астрономом. Шибукава - автор фундаментального астрологического труда "Тенмон кеито" ("Сокровищница астрологии"), законченного в 1698 г. Этот труд представляет собой восемь томов астрологических правил и интерпретаций записанных предзнаменований. Его изучение показывает, что в основе большой части данного многотомника лежит китайский учебник Хуань Тиня (1653). Однако Шибукава не был бездумным компилятором, он старался очистить астрологию, скептически относился ко многим астрологическим интерпретациям, которым не находил практического астрономического базиса. Показательно, что Шибукава считал, что профессиональный астроном должен в совершенстве знать обе главные отрасли науки о звёздах: астрологию предзнаменований и науку о календаре.
Индия. В Индии, наряду с продолжением традиции Варахамихиры - Парашары, в данный период получили развитие методики, заимствованные из других стран (в основном, мусульманских). Эти методики, будучи по-разному соединены с традиционным индийским подходом, привели к становлению двух новых школ астрологии, известных как "Таджика" ("Нилакантха Таджика") и "Джаймини". Как уже отмечалось выше, исламские астрологические техники стали известны в Индии, начиная с XIII в. Однако лишь в конце XVI в. они стали достаточно активно использоваться астрологами Индии. Это произошло благодаря деятельности Нилакантхи, представителя семьи известных астрологов. Свои концепции Нилакантха изложил в 1587 г. в обширном труде, который быстро приобрёл известность и стал базисом школы "Таджика". Другая, более близкая к традиции Парашары система индийской астрологии была названа "Джаймини", по имени мифического ведийского мудреца. Этого легендарного мудреца некоторые считали автором "Джаймини-сутры" (другое название - "Упадеша-сутра"), произведения, составляющего фундамент данной системы. Однако самый ранний манускрипт этой сутры датируется 1736 г. Говоря о данном историческом периоде, упомянем и других ведущих индийских астрологов. В конце XV - начале XVI в. жил Кешава, родоначальник линии астрономов и астрологов, работавших в Нандиграме (Нандоде); эта линия включает его сыновей Ананту, Раму и Ганешу (р. 1507) и его внука Нрисимху (р. 1548). В первой половине XVI в. писал свои сочинения Рудра (среди них - известные комментарии к "Брихат-джатаке" Варахамихиры, законченные в 1527 г.). В середине XVI в. (или ранее) жил Кашинатха, автор получивших исключительную популярность астрологических учебников. В конце того же века 'наукой о звёздах' занимались бенгальский брахман Рагхавананда Шарман, написавший ряд астрологических работ, и Абу-л-Баракат Кадири Хиндустани (конец XVI в.) - брат везира монгольского императора Акбара, автор трактата о фазах Луны, затмениях Луны и Солнца и их астрологическом влиянии. В эти годы также получили известность братья Нилакантхи - Нараяна (автор двух трактатов о выборе благоприятного времени для начинаний, соч. в 1570-х гг.) и Рама (сочинивший трактат на ту же тему в Бенаресе в 1600 г.). В середине XVII в. при дворе императора Шах-Джахана в Дели работал выдающийся астролог Балабхадра, написавший два астрологических труда, сохранившихся до наших дней. Во второй половине того же столетия жил Рудрамани Трипатин, который уже в молодые годы стал признанным астрологом. Его современник Ганапати был автором получившего известность сочинения по элективной астрологии "Мухуртаганапати" (1685).
В XVIII в. протекала деятельность Нандарамы Пандиты, сочинившего два трактата по астрологии ("Кералияпрашнаратна", 1767; и "Санкетарандрика", 1777). Развивалась и тантрическая астрология. Наибольшую популярность эта традиция получила в Тибете. Все главные особенности тибетской астрологии, изложенные в предыдущей главе, сохранились и в XVI - XVIII вв. Новым в данный период стало распространение идей астрологии "калачакры" в Монголии. Монголия. Монгольские астрологи писали свои труды главным образом по-тибетски. Автором первого такого труда стал Лувсанданзанжанцан (1639 - 1704), известный под именем "Святой лама". В 1687 г. он написал астрологическое пособие "Главная сутра космологии. Свет отторгающий и принимающий". В Ургинском монастыре были напечатаны два тома его трудов по медицине, философии, астрологии, этике. А через шестьдесят лет после этого историк, философ и астролог Сумбэ хамбо Ишбалжир (1704 - 1788) стал родоначальником собственно монгольской школы астрологии, приспособив распространённые в Тибете астрологические принципы к природно-географическим условиям Монголии. Ведущим представителем этой школы был Цахар гэвш Лувсанчултэм (1740 - 1810). В своём обширном труде по астрологии на основе теории пяти элементов он говорил о влиянии небесных светил на человека, начиная с самого рождения, подчёркивая возможность предсказания судьбы, физического здоровья и умственных способностей. Создавались и труды на монгольском языке. Это книги, написанные в XVIII столетии, приблизительно в 1740-е гг.: "Солюциум байрыг пичиг" (книга координат, 38 томов) и очень интересная 7-томная книга, где изложены основы астрологии и даны всевозможные прогнозы, запреты, что можно и чего нельзя делать в определённое время. Эти книги содержат различные рисунки, таблицы, геометрические фигуры, по которым даются предсказания. Уже в наше время было собрано 366 тибетских книг и сделана их библиографическая аннотация на монгольском языке. В 1789 г. в Урге была создана школа астрологов, которая готовила и профессиональных гадателей. Во многих монастырях существовали храмы астрологии. Главными теоретическими трудами считались "Калачакра-тантра раджа" и её комментарий - "Чистый лунный свет", разъясняющий смысл учения. Среди профессионалов в этой области устраивались традиционные диспуты. Отличившиеся своими познаниями ламы-астрологи получали титул "зийрэмба", т.е. "учёную степень астролога". В Средней Азии и на Ближнем Востоке разнообразные изменения на политической карте в XVI - XVIII вв. практически не влияли на астрологические традиции. Система, которой придерживались исламские астрологи ещё на рубеже I - II тыс., продолжала существовать почти в том же виде. Об этом свидетельствуют и астрологические сочинения, написанные в обсуждаемый период. Большинство из них представляли собой краткие пособия, в которых излагались концепции классиков астрологии, или же комментарии к популярным астрологическим трактатам учёных предшествующих поколений.
Но XVI - XVIII вв. не были временем упадка астрологии. Наоборот, интерес к ней в эпоху расцвета Османской империи стал гораздо больше, чем в предшествующие времена господства монголов и мамлюков. Основным центром астрономической и астрологической активности был Стамбул. Свои научные школы (а астрология всё ещё считалась наукой) продолжали процветать в Сефевидском Иране и Магрибе (Северная Африка), активно работали египетские астрологи, оставившие многочисленные трактаты. Наиболее известными астрологами исламского мира в данный период были: · Низам ад-Дин ал-Бирджанди (? - ок. 1525), работавший при дворе иранского шаха Тахмаспа I; · Тадж ас-Са`иди (? - 1568) из Ардебиля в Восточном Азербайджане (автор популярного в странах ислама трактата "Тонкости речи о годовых предсказаниях"); · Мазхар ал-Кари' (астроном, астролог и знаток Корана XVI в., написавший труды "Друг астрологов", "Трактат о солнечных и лунных затмениях" и др.); · Музаффар ал-Джунабади (работавший в Исфахане при дворе шаха `Аббаса I и сочинивший "Указания астрологов" (1622), которые сохранились в большом количестве копий); · Мухаммад Чалаби (мунаджжим баши, т.е. "глава астрологов" в 1-й пол. XVII в.); · пакистанский астролог и архитектор Лахури (? - 1649), спроектировавший знаменитую усыпальницу Тадж Махал в Агре; · Ради Шафи`и (работавший в XVII в. при дворе иранского шаха Аббаса II); · ал-Маргиси (1598 - 1678), уроженец Туниса (он был имамом мечети в Марракеше (Марокко) и написал работу о календаре и астрологии, которая не теряла популярности многие десятилетия); · аштарханидский правитель Субхан Мухаммад (1680 - 1702), знаток астрологии и астрономии; · Мухаммад Михалиджи (Михалич; 1-я пол. XVIII в.), турецкий учёный южнославянского происхождения, который перевёл на турецкий язык "Введение в искусство приговоров звёзд" Ибн Лаббана и написал дополнения к этому труду (законч. в 1729 г.). Д. Куталев
XVI-XVIII вв. Страны Азии: власть прошлого.
Наука о звёздах сохраняла своё значение в жизни людей, однако астрологические сочинения этого периода в своём подавляющем большинстве демонстрируют скорее неуклонное следование авторитету учёных предшествующих поколений, нежели критическую проверку астрологических постулатов или изложение новых, оригинальных концепций.
География
Узнайте, какие страны и города находятся под Вашим знаком, в каких местах Вы чуствуете себя, "как дома".
XI-XV вв. Страны ислама: смена культур.
Войны с монгольскими завоевателями сказались неблагоприятно на исламской науке, в том числе и на астрологии. В XIII в. арабская астрология стала клониться к упадку.
|