Астрология /
XI-XV вв. Дальний Восток. Китайские традиции.XI-XV вв. Дальний Восток. Китайские традиции. Китай. На Дальнем Востоке в эту эпоху астрология существовала во всём своём многообразии. Говоря о религиозно-философских аспектах, необходимо упомянуть возникновение в XI в. т. н. неоконфуцианства. Это учение свело важнейшие конфуцианские категории и связанные с ними концепции в универсальную (от космологии до этики) и чрезвычайно простую мировоззренческую систему, основанную прежде всего на "Книге перемен". Астрология играла в неоконфуцианстве весьма важную роль. Астрология продолжала оставаться прерогативой высших слоёв населения. Среди астрологов были почти исключительно знатные люди. Так, Елюй Шунь, который, видимо, в течение одного года (1122) был императором государства Ляо, написал "Синь мин цун гуа" ("Общие описания звёзд и их предзнаменований") и другие важные работы по астрологии, которые продолжали издаваться даже в XVII в. Ещё один представитель династии Ляо, министр китайского правительства, выдающийся государственный деятель Елюй Чжу-Шай; 1190 - 1244) основал астрономическое учебное заведение в Финь-яне (совр. Линьфынь в провинции Шаньси) и написал несколько астрологических работ. В XIII в. произошли важные изменения в жизни Китая, связанные с монгольским нашествием: в 1209 г. монголы начали покорение Северного Китая, в 1215 г. Чингис-хан захватил Пекин, в 1234 г. монголы вторглись в империю Южный Сун и уничтожили государство Цзинь, а с 1271 по 1368 г. Китаем правила монгольская династия императоров Юань. Для истории астрологии эти события существенны потому, что вместе с завоевателями в Китай проникли сведения об астрологических системах, которыми пользовались астрологи Средней Азии и Ближнего Востока. К концу правления династии Юань мусульманское (арабское, персидское, сирийское) влияние в китайских учёных кругах было так велико, что в 1368 г. (когда на престоле утвердилась династия Мин) была основана Мусульманская Астрономическая Служба, параллельно с традиционной Астрономической Службой. Да наших дней дошла работа "Астрономия, официально переведённая (с арабского?) по приказу Мин", которую глава Мусульманской Астрономической Службы Хай-Да-Эр преподнёс императору Тай-цзу в 1382 г. Это сочинение включает в себя множество данных позиционной астрономии и богатый астрологический материал. В XIV в. была составлена и сохранившаяся до сих пор серия 39 гороскопов-образцов, показывающих различные виды судьбы человека. Из этих гороскопов видно, что китайская астрология данного периода представляла собой синтез индийских (напр., учёт Раху и Кету), эллинистическо-арабских (напр., построение 12 домов гороскопа) и традиционных китайских (напр., использование 28 сю) методик. Параллельно продолжала существовать система хрономантии, основанная на "циклическом календаре". Японская, корейская, лаосская и вьетнамская астрологические системы, получившие распространение в эпоху Средневековья, практически совсем не отличались от материнской, китайской системы. XI-XV вв. Дальний Восток. Китайские традиции. Тибет. Тибет лежал на стыке двух древних цивилизаций - китайской и индийской, и влияние этих цивилизаций на развитие тибетской астрологии было решающим. Кроме того, следует учитывать, что формирование тибетской духовной культуры в значительной мере оказалось под влиянием буддийской церкви. Особым уважением на Тибете пользовался бодхисатва Манджушри, который в традиции тибетского буддизма считался олицетворением мудрости и покровителем астрологов. Именно Манджушри дал знание астрологии людям, дабы они испытывали меньше страданий в жизни: ведь научившись предсказывать события, люди могут предотвращать негативные события или хотя бы подготовиться к их наступлению. "Возводи дамбу перед наводнением" - говорится в одном тибетском тексте. Таким образом, тибетская астрология ни в коем случае не была фаталистической. Согласно тибетским записям, цельная система китайской астрологии и предсказаний стала известна в Тибете ещё в 635 г. Тибетцы узнали о ней от китайской принцессы Хун-шин Кун-джу, которая была выдана замуж за правителя Тибета Срон-Цан-Гампо; правил с 617 г.). Возможно, некоторые сведения о китайской астрологии были известны и раньше (так, отдельные элементы китайской астрологии проникли в тибетскую религию бон), но в 635 г. произошло действительно знаменательное событие, когда цельная система знаний была передана учёными мужами Китая их тибетским коллегам. Эта астрологическая традиция не прерывалась вплоть до китайского коммунистического вторжения в Тибет в 1950 г. Ряд ценных астрологических работ, которые в самом Китае были утеряны, сохранились до наших дней в тибетской передаче. Древнейшей из таких работ тибетские астрологи считают трактат "Хьен-шан", создание которого приписывается легендарному древнему правителю Китая Фу-си. В тибетских источниках указано, что первая энциклопедия по астрологии появилась в Тибете также из Китая, во времена династии Тан (618 - 907). Из этого сочинения тибетцы узнали о методе предсказания, который они называют "Портхан". Ещё один важный источник сведений о развитии методов китайской астрологии в Тибете - "Драгоценный компендиум, сияющая сутра, незапятнанная и славящаяся", известная также как просто "Славящаяся". Это работа, созданная в начале XIV в. последователями тибетской религии бон, которая кодифицирует устную и письменную традицию бон по вопросам астрологии. В главе о предсказании приводится четыре метода астрологических вычислений, и все они китайские по происхождению. В частности, здесь упоминается метод работы с восемью триграммами "Книги перемен", построение магического квадрата Ло шу, вычисление влияния пяти стихий (у син) на жизнь человека. Влияние индийской астрологии на тибетскую астрологию тоже было весьма сильным. В частности, из Индии в Тибет проникли концепции круга 12 домов гороскопа и "лунного Зодиака" накшатр, счёт дней недели и их планетарных управителей, система девяти планет (включающая Северный и Южный Узлы Луны как равноправные планеты), методика прогноза на основании символических планетных периодов.
XI-XV вв. Дальний Восток. Китайские традиции. Начиная с середины XI в., в тибетском буддизме особо важную роль стали играть идеи буддийской системы ваджраяна (она известна также как калачакра - санскр. "колесо времени"). Астрологические концепции ваджраяны были изложены в сочинении "Калачакра-тантра раджа". Эта книга приписывается самому Будде и входит в состав первого тома буддийских канонов "Ганджур" (в раздел, посвящённый тантризму). Данное сочинение явилось ключевой индийской работой, оказавшей огромное воздействие на развитие астрологии в Тибете, а также в Монголии. Опираясь на положения "Калачакра-тантра раджи", астрологи изучали движение и расположение видимых планет, следили за кометами, туманностями и предсказывали день и час затмений Солнца и Луны. Тибето-монгольские астрологи написали целый ряд трудов, в которых разрабатывались математические методы изучения движения звёзд и планет. Они составляли календарные циклы сельскохозяйственных работ, давали советы для различных жизненных ситуаций. Во вводной астрологической части к календарю авторы помещали краткие сведения о себе, о дате написания книги, освещали основные события религиозной и светской жизни, а также историю своего монастыря. Затем подробно описывали положение Луны, Солнца и пяти планет в этом году, указывая даты затмений, давали прогноз погоды на год вперёд, определяли, урожайным будет год или нет, сколько будет осадков, предсказывали события. Таким образом, тибетская астрология представляла собой синтез методик китайской и индийской астрологии, обогащённых наблюдениями и оригинальными разработками мудрецов Тибета. Индия. Среди индийских астрологов этого времени наиболее знаменитыми и влиятельными были Шрипати (середина XI в.), автор популярнейших работ по астрологии выбора и астрологии рождения, и Парамешвара (ок. 1380 - ок. 1460), написавший несколько десятков сочинений. В XIII в. в Индию проникли исламские астрологические теории (параллельно их проникновению в Китай), но индийские астрологи были весьма консервативны, и понадобилось несколько столетий, прежде чем идеи мусульманской астрологии получили сколько-нибудь значимое распространение. В целом, индийская астрология на протяжении всего Средневековья отличалась большим традиционализмом и даже в XVI в. ничем по сути не отличалась от астрологии времён Варахамихиры. Д. Куталев.
XI-XV вв. Дальний Восток. Китайские традиции.
На Дальнем Востоке в эту эпоху астрология существовала во всём своём многообразии.
Говоря о религиозно-философских аспектах, необходимо упомянуть возникновение в XI в. т. н. неоконфуцианства.
Гадание по воде
Водогаданием, по русской традиции, обычно занимаются ворожейки, женщины, разносившие все домашние сплетни.
I - IV вв. Путь на Восток.
Античная культура послужила благодатной почвой для астрологии, но после ее упадка астрологическая мысль продолжает развиваться на Востоке.
Религия сквозь призму зодиака
Люди ищут свой путь (зачастую игнорируя национальные и семейные традиции) в соответствии со своим зодиакальным характером. И если избранная человеком религия приносит мир в душу, вливает жизненные силы, то, значит, выбор сделан правильно. Остальное несущественно:
Путин выделит Дальнему Востоку 2,5 млрд рублей
Премьер-министр РФ Владимир Путин подпишет постановление правительства о выделении 2,5 млрд рублей на программу субсидирования авиаперевозок на Дальний Восток. Об этом он заявил на последнем в этом году заседании президиума правительства РФ, передает ИТАР-ТАСС.
Российские машины привезут в Приморье бесплатно
Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о бесплатных перевозках на Дальний Восток новых автомобилей, произведенных в России, об этом говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте российского правительства.
|