Астрология /
I - IV вв. Путь на Восток. Высшие слои населения также занимались астрологией. В частности, первый достоверно известный римский астролог Нигидий Фигул (I в. до н.э.) был сенатором, другом Цицерона и при рождении Августа предсказал, что он станет цезарем. Другой астролог, Фонтей Капитон, член коллегии понтификов, был приближённым знаменитого полководца Антония и сопровождал египетскую царицу Клеопатру в её поездке в Сирию. В 33 г. до н.э. он достиг вершины своей карьеры, став консулом. Крайне показателен тот факт, что даже дата основания Рима, от которой велось римское летосчисление, была определена астрологически: эти расчёты были проведены в I в. до н.э. астрологом-аристократом Таруцием Фирманом по просьбе его друга, историка Варрона. Римские астрологи первых веков н.э. В I в. н.э. популярность астрологии в Риме достигла максимальной величины. По свидетельствам римских историков (Светония, Тацита, Дио Кассия и др.), многие события политической и общественной жизни империи были вызваны реакцией правящей знати на советы астрологов. Среди крупнейших астрологов Римской империи, живших в I в., следует упомянуть · Марка Манилия, автора стихотворного трактата 'Астрономика', · Тразилла (Фрасилла), который был личным астрологом и близким другом императоров Августа и Тиберия, · Доротея Сидонского, написавшего знаменитое астрологическое 'Пятикнижие', · Херемона, который вместе с Сенекой был воспитателем юного Нерона, · Тимея, автора двух авторитетных астрологических трактатов на греческом языке, · Балбилла, астролога императоров Клавдия и Нерона, который даже стал правителем Египта (префектом), · Паммена, изгнанного из Рима за свои политические предсказания, · Птолемея Селевка, любимого астролога императора Отона, · Асклетариона (Асклатиона), который был казнён в 96 г. за то, что сделал точное предсказание смерти императору Домициану. Отметим, что многие из этих астрологов происходили из эллинистического Египта. Во II в., помимо уже упомянутых александрийских астрологов, жили и работали Веттий Валент Антиохийский, написавший интереснейшую астрологическую антологию в девяти томах, и Антигон Никейский, который составил древнейшую известную коллекцию гороскопов. Многие римские императоры сами занимались астрологией (в т.ч. Август, Тит, Домициан, Адриан). Астрологи-врачи. Астрология также продолжала занимать важное место в занятиях медициной. Такие известные врачи как Скрибоний (1-я пол. I в.), Тессал (Фессалос; сер. I в.), Кринас из Массалии (2-я пол. I в.) и Гален (129 - 199) не только использовали "науку о звёздах" в своей практике, но и оставили сочинения на эту тему. Однако чрезмерный интерес к астрологии имел и негативные последствия: в Римской империи астрологи несколько раз подвергались гонениям - именно потому, что они правильно определяли тенденции жизни сильных мира сего, а этим могли воспользоваться противники правителя. Кроме того, появилось большое количество полуобразованных шарлатанов, выдававших себя за опытных астрологов. Изменить эту ситуацию сумел Александр Север, правивший в 222 - 235 гг. Он не только сам хорошо знал астрологию, но, в отличие от многих других императоров, веривших в астрологию, не боялся предсказаний о своей судьбе. Более того, он впервые после эпохи гонений на астрологов официально разрешил им работать и преподавать в Риме. Поскольку у многих астрология ассоциировалась с уличными шарлатанами, Александр Север стремился повышать профессиональный уровень астрологов, развивать астрологию как науку. Для этого он пригласил профессоров астрологии преподавать в римский Атеней. С распространением христианства в первые века н.э. усилились голоса критиков астрологии (Тертуллиан, Августин). Есть свидетельства, что примерно в 296 г. император Диоклетиан запретил занятия астрологией во всей империи. Тем не менее, учёние о звёздах продолжало существовать и развиваться, играя существенную роль в жизни общества. Индия в первые века н.э. В Индии интерес к астрологии также не ослабевал. Предположительно I в. н.э. датируют создание "Гарга-самхиты", самого раннего известного полного собрания астрологических предзнаменований на санскрите. Новый этап в развитии астрологических методик в Индии был связан с установлением торговых контактов с эллинистическим миром в начале н.э. Во II - III в. на санскрит были переведены несколько эллинистических работ по гороскопной астрологии, в Индии доселе неизвестной. Сохранилось стихотворное переложение одного из таких сочинений, сделанное Спхуджидхваджей в 269/270 г. Изложенные в данных работах методики, будучи объединены с рядом чисто индийских элементов (рассуждениями о кастовой системе, принципами аюрведы, доктриной о переселении душ) стали основой "яваны" ("греческой" школы) и оказались основным источником идей для развития индийской астрологии вплоть до проникновения в Индию исламских теорий (через переводы с персидского на санскрит в XIII в. и позднее). Китай на рубеже н.э. В истории китайской астрологии близ рубежа нашей эры также произошёл ряд значимых событий. Перечислим наиболее важные из них. Цзоу Янь (305 - 240 до н.э.) разработал доктрину, увязавшую концепцию взаимодействия инь и ян с идеей циклического порядка пяти стихий. Эта доктрина получила развитие в философии Дуна Чжуншу (II в. до н.э.), который свёл инь/ян и пять стихий в единую систему, охватывающую весь универсум. Учеником Дуна Чжуншу был уже упомянутый Сыма Цянь, автор обширнейшего труда "Исторические записки" (куда вошло и изложение астрологических методик его времени). Мэн Си (I в. до н.э.) разработал систему соответствий 64 гексаграмм "Канона перемен" и календарно-климатических процессов. Ян Сюн (53 до н.э. - 18 н.э.) создал в подражание "Канону перемен" труд "Тай сюань [цзин]", в котором для отображения небесных циклов предложил систему из 81 тетраграммы. Весьма плодовитой была деятельность астронома, астролога, механика, сейсмолога и географа Чжан Хэна (78 - 139 н.э.). Его роль в истории китайской "науки о звёздах" по важности сравнима с ролью его современника Клавдия Птолемея в истории эллинистической астрономии и астрологии. Восточный гороскоп. В III в. жил Гуань Ло - первый известный специалист по определению судьбы на основании соотнесения "небесных стволов" и "земных ветвей" с 5 стихиями по 60-ричному циклу, т.е. разработчик системы, известной всем нам как "восточный гороскоп". Астролого-алхимические построения разрабатывались в рамках даосизма. На астрологические закономерности во многом опиралось философское "учение о символах и числах", созданное в период Хань (206 до н.э. - 220 н.э.). Это учение оказало ощутимое влияние практически на все области китайской культуры. Персия. Весьма значимые для истории астрологии процессы происходили в это время на Ближнем Востоке. В 226 г. была сокрушена Парфянская держава, а практически все её земли перешли к Сасанидскому Ирану. Первыми сасанидскими шаханшахами были Ардашир I (226 - 240) и Шапур I (240 - 272). При этих правителях греческая наука в целом и астрология в частности нашли благотворную почву, на пехлеви (персидский язык) было переведено множество греческих работ, в т.ч. астрологические сочинения Доротея Сидонского, Веттия Валента, Птолемея, Тевкра Вавилонянина, Гермеса. Одновременно переводились и индийские работы по астрологии. Таким образом, сасанидская астрология стала развиваться по пути сочетания концепций зороастризма с греческими и индийскими астрологическими техниками. Особенно покровительствовал развитию науки о звёздах Шапур I. Он был либерален к наукам и толерантен в религии: именно в его правление открыто выступил со своим учением Мани (он даже встречался с Шапуром). Религия и астрология. Манихейство, наряду с митраизмом, в первые века н.э. были главными соперниками христианства. Интересно, что и в учении Мани, и в митраизме астрологические построения играли немалую роль. Однако в идеологической борьбе в итоге победили христиане, которые относились к астрологии не так однозначно. Ряд философско-религиозных течений (гностицизм, неоплатонизм) и некоторые христианские секты (как, например, присциллиане) уделяли астрологии большое внимание. Однако в целом 'наука о звёздах' в Европе постепенно приходила в упадок вместе со всей античной наукой. Кризис античной культуры не мог не затронуть и астрологию. В итоге центр астрологической деятельности смещается на Восток.
I - IV вв. Путь на Восток.
Античная культура послужила благодатной почвой для астрологии, но после ее упадка астрологическая мысль продолжает развиваться на Востоке.
XI-XV вв. Дальний Восток. Китайские традиции.
На Дальнем Востоке в эту эпоху астрология существовала во всём своём многообразии.
Говоря о религиозно-философских аспектах, необходимо упомянуть возникновение в XI в. т. н. неоконфуцианства.
Карьерный гороскоп
Не следует ли возблагодарить счастливую звезду за то, что она указывает вам путь в жизни? Как часто вы видете звёзды, летящие из глаз, когда бьётесь головой об монитор из - за того, что не понимаете, ПОЧЕМУ этот человек так себя ведёт?
О рациональном питании
Мы часто замечаем, что одна и та же еда может быть полезной одним людям и оказывается вредной для других. Рекомендации для типичных представителей солнечных знаков зодиака открывают надежный путь к здоровой и вкусной пище, отмечая особенности кулинарных пристрастий детей и взрослых.
Ежедневный гороскоп . Смотрите описание таро манара тут.
|